Миры

О реке Переспе и легенде об основании Минска

1 Свислоь в  месте  впадения в нее  реки  Переспы.jpg

Река Свислочь неподалеку от места впадения в нее реки Переспы.

В белорусских народных преданиях сохранилась память об основателе Минска Менеске. Белорусский этнограф, популяризатор народного культурного наследия белорусов, Павел Шпилевский в 1857 году опубликовал эту легенду о происхождении названия Минска.

На маленькой реке Переспе при ее впадении в Свислочь, там, где Переспа сбегала по крутому склону, энергия падающей воды вполне позволяла ставить мельничное колесо.

Это место и выбрал для поселения мельник, чародей, связанный с культом камней, богатырь Менеск. Он также являлся местным князем, предводителем дружины. Менеск построил на берегу Переспы водяную мельницу, жернова которой могли размолоть не только зерно, но и камни.


2 Минский район Сторожевка.jpg

Минский район Сторожевка - территория реки Переспы

Говорили, что в полночь ездил Менеск на своей мельнице по окрестным селениям и набирал себе дружину. Людей он выбирал смелых, отважных и физически сильных. Они и образовали город-крепость рядом с мельницей, который был назван по имени основателя.

Поселение быстро богатело. Собирался Менеск и поставить под контроль верховья Свислочи, от которых лежит торговый волок к Вилии, путь из бассейна Днепра в бассейн Немана, из Черного моря в Балтийское.
Но другой могущественный князь Изяслав Владимирович Полоцкий тоже укрепился рядом, основав град Изяславль (ныне Заславль).

Он отправил свою дружину проучить дерзкого Менеска. В бою Менеск был схвачен и убит, его дочь Изяслав взял себе в жены, а поселение сжег. Так в своё время поступил отец Изяслава, киевский князь Владимир, когда напал на Полоцк, убил полоцкого князя Рогволода и взял в жены его дочь Рогнеду. Теперь та же участь постигла дочь князя Менеска, мать будущего князя полоцкого Брячислава и бабку князя Всеслава.


3Дамба  на  Комсомольском  озере.jpg

Дамба на Комсомольском озере

Прошло время, и на прежнем месте была возведена новая постройка. И это опять была мельница! Но на этот раз она перегораживала уже не Переспу, а Свислочь. Затем рядом с первой мельницей поставили вторую, третью…

Сейчас на этом месте небольшая плотина на Комсомольском озере, поверх неё пешеходный мостик, а чуть дальше, на берегу, установлен каменный мельничный жернов, застывший на гребне волны.


4 Скульптура Млын Пярэспы. Константина Селиханова.jpg

Скульптурная композиция «Мельница Переспы». Автор - Константин Селиханов

Что это за каменный бублик такой, многие не знают. Скульптор Константин Селиханов сделал памятник мельнице Менеска на Переспе: это жернов и колесо водяной мельницы одновременно. Снизу - волна Переспы, вращающая колесо. А сверху - камни, которые Менеск в муку молол.


5.jpg

«Мельница Переспы»

А где же сама Переспа? Речки почти не видно, в 1975 году ее заключили в подземный ливневый коллектор Комаровский, или как иначе его называют, Фарфоровый, проходящий под бывшим фарфоровым заводом Минска. Теперь о реке напоминает только название трамвайной остановки - Переспа.

Территорию Переспы можно определить как район на правом берегу Свислочи, к северу от ул. М. Богдановича (ул. Сторожевская, Кропоткина, Даумана).

6 Все, что  осталось  от  речки  Переспы..jpg

Все, что осталось от речки Переспы..

Переспа берет начало на территории бывшего Комаровского болота. Устье Переспы в настоящее время находится между спорткомплексом «Динамо» и проспектом Победителей, недалеко от парка Победы и Комсомольского озера.

Здесь находится 150-метровый водосток, который заканчивается выходом из коллектора. Это все, что осталось от речки Переспы. Ну, что ж: мелеют реки, ветшают и становятся ненужными фабрики и заводы.

Как говорится, реки текут, но.. tempus fugit, то есть, а время летит…
C'est la vie, а, может быть, и memento mori,- кому как угодно.


7 Мзаичное  панно  в бывшем   фарфоровом  заводе Минска.jpg

Мозаичное панно в бывшем фарфоровом заводе Минска.


8 ливневый коллектор Комаровский.jpg

Ливневый коллектор Комаровский


9.JPG

Река Переспа в настоящее время, наблюдаемая со спутника.

Откуда же пошло название самой реки Переспа (белор. Пярэспа) - левого притока реки Свислочь, давшего название историческому району Минска?

По одной из версий, слово «переспа» произошло от глагола «пересыпать». Когда-то на реке стояли водяные мельницы. Крестьяне, смолов зерно, пересыпали муку в мешки. По другой - слово возникло от существительного «насыпь». На этом месте велись строительные работы, а неподалеку был оборонительный вал, на котором возвышался Минский замок.
promo galeneastro november 20, 2013 20:38 34
Buy for 20 tokens
Шаровое звездное скопление M15 расположено на расстоянии около 35 000 световых лет в созвездии Пегаса. Было открыто Жаном Домиником Маральди в 1746 году. Звезды, как пчелы, роятся вокруг центра яркого звездного скопления. Оно состоит из более чем 100 000 звёзд. Это скопление звезд превышает…
Странно. У меня слово Переспа в ассоциации со словом переспать :)
То есть, если вы услышите в трамвае в Минске: «Асцярожна! Дзверы зачыняюцца. Наступны прыпынак - Пярэспа», - то вы подумаете, что вам что - то предлагают). Эх, ну какой из вас филолог))
==Асцярожна!==

Так не только предлагают, но и предупреждают о последствиях.
Да, Минск прекрасен, и у него богатая история, есть и легенды)
There are more things in heaven and earth, Horatio,
Than are dreamt of in your philosophy...
Что в переводе обозначает... Да, есть много прекрасных городов на свете и, действительно, жаль, что все их невозможно посетить. Но я надеюсь, что в Минске вы сможете побывать))
Прекрасно!) Наш город сам как прекрасная легенда, которую непременно хочется узнать, чтобы услышать и понять сердце этого великого города..
Вам спасибо) Да, речка маленькая, сейчас уже мало кому известная, а сколько с ней связано...
Замечательная история. Ну, как такому городу, как Минск
остаться без мифов и легенд о себе? Невозможно это.
Очень красиво и поэтично.
Спасибо за такую познавательную экскурсию, Галина! Красивые места, приятно посмотреть.
Как интересно, что мельник - это чародей в народных преданиях, в русских народных сказаниях это тоже встречается, впрочем, это и наши общие корни.
Спасибо за аналогию) Да, нужно быть немного чародеем, чтобы молоть муку, угадать место для строительста мельницы, предугадывать урожаи. Да мало ли?)
Остатков оригинальных мельниц конечно же не осталось?
Они же были деревянными, а сколько раз Минск горел..
Понятно, просто потом могли быть и каменными
О последней каменной минской мельнице известно, что была она в районе Лошицкой усадьбы с XVIII века. Стояла она еще и после Великой Отечественной войны. Когда в 80-е годы ХХ столетия начали застраивать этот район, мельницу снесли...
Еще есть развалины кирпичной мельницы в Лошицком парке.
судя по описанию Менеска - истинный супермен.
Шпилевскому бы понравилось
Спасибо за содержательный пост. Легенда о Менеске подробно проанализирована в моем ЖЖ.
Вы предприняли интересную попытку вписать Менеска в исторический контекст, как этого хотел Шпилевский. Более того, упомянутый в пословице Виленский шлях проходил именно через Заславль. Полагаю, Шпилевскому бы понравилось.
Впрочем, одно замечание он бы сделал. Согласно Шпилевскому, мельница Менеска находилась не на Переспе, а на Свислочи, возможно, на Замчище. Цитирую: «Вѣроятно, до появленія, на мѣстѣ нынѣшняго Минска, города, по обыкновенію славянъ , сначала былъ построенъ только зàмокъ или острогъ, и именно на берегахъ Свислочи, можетъ быть близь мельницы знахаря, потому что сохранившіеся до настоящаго времени зàмковые валы или окопы Замчища находятся дѣйствительно близь того мѣста, гдѣ преданіе назначаетъ оселище знахаря Менеска». От себя добавлю, что на Замчище действительно находилась мельница, известная с 1499 г., когда город получил Магдебургское право. Ее фундамент был обнаружен археологами в котловане станции метро «Немига» в 1986 г.
Переспа же упоминается Шпилевским исключительно как ориентир «оселища» Менеска. Цитирую: «Близь этого-то мѣста, гдѣ теперь устроено [православное] кладбище [Переспа] и гдѣ, можетъ быть, истлѣли кости перваго основателя Минска, между Татарскимъ Концемъ и Переспинскимъ мостикомъ у самой нынѣшней виленской почтовой дороги, когда-то поселился, говоритъ народное преданіе, знаменитый силачъ-знахарь, по прозванію Мèнескъ или Мéнской, и построилъ на Свислочи каменную большую мельницу о семи колесахъ». На современной карте города Переспенскому мостику приблизительно соответствует переход через улицу Даумана и трамвайные пути возле перекрестка с проспектом Машерова и ул. Сторожевской (восточнее Вашего снимка). Если от этой точки провести линию на юг, то, пересекая Свислочь, она приведет к Татарскому концу (его северо-восточной части). Этому месту соответствует современное расширенное в 1980-х русло Свислочи возле дворца спорта. Ровно посередине линии окажется кладбище Переспа или Сторожевское. Оно находилось возле упомянутой Шпилевским и ныне существующей церкви св. Марии Магдалины и было уничтожено при прокладке улицы Сторожевской в 1980-х гг. Впрочем, не все захоронения были уничтожены. Сейчас идет реконструкция молодежного театра на месте бывшего кладбища, где строители то и дело находят останки. Виленской почтовой дороге соответствуют безымянная дорога, пересекающая реку Цну возле коттеджного поселка Зацень, улицы Нововиленская, Старовиленский тракт и Даумана. На картах середины прошлого века видно, что раньше эта дорога огибала кладбище и доходила до улицы Кропоткина. А до середины XIX в. она шла еще дальше к сторожевой заставе на месте современного перекрестка улиц Киселева и Богдановича. Именно на месте кладбища у Виленской дороги, согласно Шпилевскому, поселился Менеск. Как утверждал краевед Михась Малиновский, слова Шпилевского «и гдѣ, можетъ быть, истлѣли кости перваго основателя Минска» могут свидетельствовать о том, что кладбище могло появиться на месте древнего кургана. К сожалению, археологически подтвердить это невозможно.
Насколько мне известно, мнение о том, что мельница была на Переспе, поскольку в устье этой реки был шумный водопад, происходит из статьи местной долгожительницы Валентины Бугаенко. Предание она читала не в оригинале, а в белорусском переводе или даже пересказе, поэтому, наложив его на свои детские воспоминания, сделала ложные выводы. Достоверных сведений о существовании на Переспе мельниц пока не найдено.
Тем более, нет сведений и о мельницах на месте плотины Комсомольского озера. Видимо, близость скульптуры Селиханова навела Вас на такие мысли. Вот так рождаются современные легенды.
Re: Шпилевскому бы понравилось
Благодарю за пояснения и дополнения, а также анализ. Я упоминала, что по легенде водяная мельница была построена
в месте впадения Переспы в Свислочь. По Свислочи Менеск мог и путешествовать на своей мельнице, как говорится в легенде.

Переспа - потому что здесь что-то пересыпали. Но, возможно, это были переправы, или валы, укрепления. До нынешнего времени сохранился указ короля Жигимонта III Вазы о возведении здесь мучных и бумажных мельниц.
Были ли эти мельницы построены, неизвестно. Этот участок на берегу реки часто переходил из рук в руки. Все это лишь легенды. Достоверно известно, что самые первые мельницы в Минске появились лишь в конце XV столетия. В те времена они строились на воде, поэтому и назывались водяными или колёсными. Мельничное дело было занятием прибыльным. Из-за него часто велись споры и разгорались настоящие войны. Принадлежали мельницы в основном духовной и городской знати.
В настоящее время архитектором Сергеем Багласовым разработан проект воссоздания Замчища. Предусмотрен и такой экспонат, как плавающая мельница легендарного Менеска. Она будет установлена на Свислочи. А Переспа почти вся под землей…
Re: Шпилевскому бы понравилось
Видимо, Вы читали поздний пересказ легенды. Расположение мельницы по Шпилевскому я уже цитировал. Это Замчище на Свислочи. А путешествовал Менеск не по рекам, а по дорогам. Вот цитата: "въ полночь разъѣзжалъ онъ на своей мельницѣ по дорогамъ и набиралъ дружину изъ сильныхъ людей". Речной транспорт в XI в. - не аргумент, поскольку сама водяная мельница в это время - анахронизм. Мельницы в Минске известны только с XV в. До этого были только ручные жернова.
Со второго абзаца Вы цитируете сюжет СТВ с моим участием.
Re: Шпилевскому бы понравилось
Рада, что именно Ваша трактовка мне близка для понимания. Но вот архитектор проекта создания комплекса Замчища Сергей Багласов дает такое пояснение, из которого я и сделала вывод о том, что мельница плавала: "Замчище будет соединяться с Троицким предместьем пешеходным мостом с монументальной архитектурно-художественной композицией, посвященной возникновению города Минска. Древняя легенда повествует о том, что Менск (Менеск) назван в честь богатыря Менеска, который когда-то давно построил мельницу на реке Свислочь. Менеск плавал на мельнице и собирал в окрестностях дружину, с которой и основал город. На первый взгляд, баллада кажется неправдоподобной. Как можно плавать на мельнице? Оказывается, сказатели легенды ничего не приукрасили. В XI-XII веках и позже среди славян действительно были распространены плавающие мельницы. Они представляли собой ладью с мельничными колесами и жерновым механизмом, а само сооружение крепилось к мосту или ставилось на якорь. Течение реки крутило колеса. При необходимости мельницу можно было легко переплавить в другое место или увести в заводь. "Так что легенда основана на вполне реальном явлении"
Это было очень удивительно для меня:)
Re: Шпилевскому бы понравилось
С Багласовым я не согласен. Плавающие мельницы действительно существовали еще в Древнем Риме и в средневековой Швейцарии, на гравюры из которой ссылается Багласов. Есть они и в наше время. Я сам заходил на борт такой мельницы в Румынии. Но они не могут быть каменными, как у Шпилевского, иначе не поплывут. И в проекте Багласова колес не семь, а только два. Более того, у нас такие мельницы появились только в XVIII в. и существовали только на полноводных реках: Неман, Припять, Днепр, Стырь, Горынь. На неглубокой Свислочи плавающих мельниц не могло быть по определению.
Короче, проект Багласова - это его фантазия. Гораздо дешевле и историчнее было бы вместо этого кораблика перенести скульптуру Селиханова на Замчище, на место найденного археологами фундамента старейшей мельницы, и переназвать в "Замковую мельницу". Так хотя бы вандалы меньше будут ее портить.
Re: Шпилевскому бы понравилось
Да, в 2013 году проект Багласова исключили из проекта детального плана реконструкции исторического центра Минска.
А в июне 2014 снова о нем появились сообщения в прессе. Будет он реализован, или нет, неизвестно.
Спасибо Вам за разъяснения.

Kartinka-5.jpg

Датировка
Теперь покритикую Вашу датировку.
Что нам известно о князе Изяславе Владимировиче? Он был зачат в результате изнасилования Владимиром Рогнеды в захваченном Полоцке, родился около 978/979 гг. в Киеве. В 987 г. после неудачного покушения Рогнеды на Владимира защитил мать от отцовского гнева. Вместе с Рогнедой был выслан в основанный Владимиром Изяславль в Полоцкой земле. Не думаю, что после такого стресса отец был бы для него примером, достойным подражания.
Через год Изяслав принял крещение, а еще через год получил в удел Полоцк. Летопись дает ему такую характеристику: «Бысть жа сий князь тих и кроток, и смирен, и милостив, и любя зело и почитая священнический чин иноческий, и прилежаще прочитанию божественных писаний, и отвращаяся от суетных глумлений, и слезен, и умилен, и долготерпелив». Не думаю, что кроткий христианин мог повторить поступок отца-язычника.
Найденная в Новгороде печать Изяслава может свидетельствовать лишь о том, что он слал туда письма, вероятно, своему брату Ярославу, а не о военных интересах. Имя супруги Изяслава неизвестно, скорее всего, по той причине, что оно не имело такого значения в последующих усобицах, как имя Рогнеды.
Что касается времени вхождения Менской волости в Полоцкое княжество, то, согласно археологу Марату Климову (Полацкае княства ў ІХ-ХІ стст. // Гісторыя Беларусі: У 6 т. – Мн., Т.1., 2007. – С. 154—155), это произошло при князе Брячиславе Изяславиче либо в 1024-26 гг., либо в 1038-44 гг. Появление же укрепленного поселения в русле Немиги последние дендрохронологические исследования по материалам раскопок 2009 г. (Материалы по археологии Беларуси. Вып. 22) относят к 1084 г. Упоминания Менеска в летописях до этого времени археологи связывают с городищем на Менке.
Если Вы взяли сюжет с оппонентом Менеска из варианта предания по Сергееву, то в нем вызванный угнетенными Менеском местными жителями чародей выгоняет злодея-мельника, а не убивает его и не берет в жены его дочь.
В общем, я по-прежнему убежден в своей версии происхождения предания.
Re: Датировка
Еще раз благодарю за развернутый ответ. Да, мне тоже ближе тот сюжет, где Менеска изгоняют, а не убивают. Но вариантов, на самом деле, существует несколько. Что касается убийства дочери, то Вы правы, имя супруги князя не упоминается, так как это не имело какого-то исторического значения. И хотя яблочко недалеко от яблони падает, все же лучше думать, что никакого убийства девушки не было.
Re: Датировка
"Яблочко от яблони" - это скорее о Ярославе Мудром, чем об Изяславе. Вот уж кто на все пошел, чтобы киевским князем стать. И Святополк Окаянный тоже тот еще интриган был. Святые Борис и Глеб - его жертвы, как считается. Кстати, я немного ошибся. При жизни Изяслава в Новгороде правил не Ярослав, а их старший брат Вышеслав. И все упомянутые лица - братья Владимировичи. Плодовитый у них был отец, однако.
Re: Датировка
Очень интересен Брячислав Изяславич, сын Изяслава. Он основал город Браслав. А жена родила этому князю сына Всеслава «от колдовства». Сам же Всеслав Брячеславич был богатырем и чародеем, способным оборачиваться зверем. Он совершал нападения на окрестности Киева, на Псков и Новгород. И только трое Ярославичей обратили его в бегство.Но воевать ему еще много пришлось в жизни, и даже на Киевском престоле побывать.