Миры

Земля и космос белорусского художника

18 Городольская пуща. 1926

Городольская пуща. 1926

Язеп Дроздович – белорусский художник, основоположник космической темы в белорусском изобразительном искусстве, скульптор, этнограф, фольклорист, археолог, писатель, поэт.
Родился в октябре 1888 года на Витебщине. Окончил Виленскую рисовальную школу профессора живописи И.Трутнева. Работал в белорусском литературном издательском отделе просвещения, оформлял первый в Советской Беларуси букварь, преподавал живопись в белорусских гимназиях.


17 Хутор  на  краю  Голубицкой   пущи

Хутор на краю Голубицкой пущи

Собирал фольклор, изучал историю, археологию, этнографию Беларуси. Занимался графикой, скульптурой, живописью, литературой, вел дневники, писал стихи, прозу.

16 Город  будущего

Город будущего

В начале века Я.Дроздович, как и многие виленские художники, увлекался стилем модерн.


15 Былое

Былое

Именно в Вильне (современном Вильнюсе) в 1930-е годы Язеп Дроздович создавал свои космические серии. Тщательно изучал астрономическую литературу в библиотеке Виленского университета и разрабатывал свои теории взаимодействия планет и проекты летающих космических ракет.

14а Над  бездной

Над бездной

Свою теорию происхождения планет Солнечной системы «Нябесныя бегі» Дроздович издал в Вильне, а в конце 40-х написал еще одну, самую важную теоретическую работу «Теория движения в космологическом пространстве».
Теперь его имя есть в международном каталоге. А современники сравнивали Дроздовича с Леонардо да Винчи по универсальности его интересов и увлечений.


14 Сатурнианский  пейзаж

Сатурнианский пейзаж

Космическое творчество Дроздовича можно причислить к научному искусству.
Перечитав множество трудов по астрономии, он видел сны про иные миры. В его образах и затем на холстах возникали жители Сатурна неведомой расы, Марса, озера, здания, космические корабли, которые были очень похожи на те, что через 30 лет полетели в космос.


13 Космополисs(1931)

"Космополис. Порт небесного простора на кольце Сатурна"

Архитектура, природа, географические особенности на других планетах во многом напоминают земные пейзажи. Космос Дроздовича удивительно спокойный, уютный. Кажется, что художник просто увеличил родную Беларусь до размеров Солнечной системы.

12 Встрежа  весны  на  Сатурне

"Встреча весны на Сатурне"

Дроздович-художник находится вне стилей и направлений. Это отметил во время посещения Белорусского национального художественного музея директор Лувра Анри Лауретт , надолго задержавшись у картин мастера. Самобытный белорусский художник, живший в первой половине ХХ века, искренне и увлеченно рисовал жизнь на Сатурне, на Марсе, Луне… Уже перейдя в другой зал, Луаретт попросил своего белорусского коллегу записать ему в блокнот имя живописца. « Меня всегда интересовали художники, которые находятся вне основных направлений в живописи», - пояснил он свой интерес.

10 Вечер  в  марсианской  пустыне (1932)

"Вечер в марсианской пустыне (1932)"

Действительно, в этих , казалось бы, немудреных картинах оживает совершенно особый мир, в котором хочется побывать и в который хочется время от времени вернуться. Там можно побродить по ночной марсианской пустыне, потрепать по загривку странного венерианского квазикозленка на берегу теплого венерианского моря...

9 Город  на  Марсе  (1932)

Город на Марсе (1932)

Сегодня для исследователей творчество художника - это уникальный пример научной фантастики, которая существовала в белорусском искусстве. Пример того, как творческая личность способна преображать полученные знания и создавать новые невиданные миры.

8 Марсианская школа под открытым небом (1932).

Марсианская школа под открытым небом (1932)

Дроздович внёс огромный вклад в строительство идеологии Мира Полудня, подхваченной потом такими авторами как Иван Ефремов, братья Стругацкие и многими другими, конструирующими идеальную реальность нового космического мира и Эры Света.

7 Искусственное  море(1932)

Искусственное море на Марсе (1932)

Для белорусского искусства имя Язепа Дроздовича уникально и символично, а его творчество
является достоянием мировой культуры и принадлежит вечности.


6 Артополис -город  Искусства  на  Луне

"Артополис" – панорама лунного города Искусства, который вырос среди деревьев. 1934-1935гг

5а Трывеж - город  гармонии (1932)

В картине "Тривеж" воплощена мечта художника о городе спокойствия и тишины. Вильно, 1932-1933г

5 На  обратной  стороне  Луны

"На обратной стороне Луны" - лунный пейзаж, где между кратерами растут диковинные деревья

4. Аргентани

Аргентани

3 Жизнь  на  Венере

Жизнь на Венере

2

В Минске, перед мостом в Троицком предместье, если ехать по Богдановича в сторону Немиги, справа стоит памятник белорусскому художнику – фантасту. Бородатый странник с посохом и мольбертом через плечо идет себе и смотрит вперед. Скульптурная композиция носит название «Вечный странник» - именно таким запомнился человек, который пытался понять и изобразить внутренний космос жителей Беларуси в своих картинах.
Спасибо за доброе слово) А вы обратили внимание, что на картине "Сатурнианский пейзаж" изображен гейзер?, Гейзеры открыли недавно на Энцеладе - спутнике Сатурна)

Edited at 2014-06-09 08:14 am (UTC)
Видения приходили художнику во сне и утром он делал записи в дневнике. Меня еще поражает искусственное море на Марсе...
На лицо выход в эфир.
ДА и записи в дневник говорят об развитии памяти снов. Сам занялся в последнее время, мне то горы из синих кристаллов, то рукопашные бои с моим участием. Каждый в свою степь, как говорится. Вопрос в другом. Насколько осознано он это делал?
Вполне осознанно. Наверное, как Нострадамус) Незадолго до своей кончины он сказал:" Придет время, и обо мне еще вспомнят!" А он в то время очень сильно нуждался и голодал...
Да, если учесть, что это картины, написанные в тридцатых годах прошлого столетия)
Какой одарённый человек! Очень интересный художник, спасибо, что познакомили!
Да, необыкновенно одаренный! Он делал чертежи многоступенчатой ракеты, отчего его еще называли белорусским Циолковским
Здорово! Хорошо бы побольше о нём рассказывали, сделали бы документальный научно-познавательный фильм. Как бы подсказать эту мысль тем, кто этим занимается...
Он еще делал рисованные ковры, которые писал казеиновыми и масляными красками на самотканом полотне. И много еще чего...
Встреча весны на Сатурне - класс! Краски очень приятные!
И вообще, вроде футуристическое всё и в то же время близкое.
Спасибо!) Для меня актуальна его запись:" «Я верю, что придут времена, когда большинство человечества откажется от участия в войнах, от этого великого злодейства… И всю технику с науками повернут не на услужение этому злодейству, а на доброе дело… все те затраты, которые шли на ведение войн, пойдут на завоевание неиспользованных сил природы… а вместе с тем и на завоевание заатмосферного межпланетного пространства… Я верю в жизнь во Вселенной. Я верю, что миры населяются людьми»
И вам спасибо. Я эту мысль не вспомнил.
И коль наш земляк предугадал более сложные проблемы в полётах в неизведанное, то этот его тезис тем более должен осуществиться --- может быть вам стоит сделать заметку на эту тему?
Да, это отдельная и очень актуальная во все времена тема
Действительно, ну вот как можно было в 30- е годы вот так реалистично изобразить пустынный Марс?! Специально даже сделала пост со снимками марсианских пейзажей. И будто все срисовано с них...
Спасибо! Фото замечательное и очень хорошо можно разглядеть небесный город))
Очень своеобразный художник.
Взгляд на ближний космос каким он должен быть и, наверное, будет.
Как будто знакомые картины. Почему-то Ефремов вспомнился, читал в юности...
И я зачитывалась им. "Лезвие бритвы","Туманность Андромеды", "На краю Ойкумены", "Час Быка",
"Таис Афинская"...